ЛИТЕРАТУРА
|
|
* "НЕДЕЛАНИЕ". ОСТАНОВКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА. МЕТОДЫ * |
Предисловие.
        Автор - Ксендзюк Алексей Петрович - практик и писатель. Один из немногих, кого можно читать после Карлоса Кастанеды. В книге "Тайна Карлоса Кастанеды" (София, 1995) он сделал анализ наследия, оставленного Кастанедой. В последующей книге "После Кастанеды, дальнейшие исследования" уже раскрывает некоторые аспекты своей практики, в том числе и видения. Вскоре выйдет в свет новая книга, с некоторыми материалами из которой вы можете ознакомится уже сейчас. Все материалы размещены с разрешения автора. Более полную информацию об авторе можно найти на сайтеНагуализм нового цикла
|
Не может быть никакого безмолвия ума до тех пор, пока существует тот, кто его ищет. Безмолвие спокойного ума есть только тогда, когда нет ищущего, когда нет никакого желания: Путь к высшему не лежит через волю, через желание. Высшее может проявиться только тогда, когда тот, кто создает усилие, отсутствует.
Джидду Кришнамурти
Отталкиваясь от толтекского знания, мы приходим к выводу, особенно близкому и понятному тем психологам, что занимаются восприятием. Мы узнаем, что воспринимаем не реальный, а определенным образом "сделанный мир". Собственно, для того, чтобы подчеркнуть этот тезис, и преподносится знаменитая истинная пара - тональ и нагуаль. Причем, как ни странно, именно концепция тоналя должна интересовать практика в гораздо большей степени. Тональ - это наш главный строитель мира, тот, кто возводит стены и изолирует нас от нагуаля, так как печется о нашей безопасности. Он определяет, сколько нам нужно энергии и на что ее необходимо потратить. Его "щиты" - самая надежная консервная банка на свете.. Поскольку тональ владеет всеми нашими психическими процессами, мы всегда в его власти. Он распоряжается не только выбором диапазона восприятия и интерпретацией воспринимаемого, он заведует нашей памятью (вытесняя из нее "ненужное" или продуцируя "ложные воспоминания", если это необходимо для поддержания гомеостазиса), он руководит нашим вниманием, поскольку поставляет ему мотивы и ценности. Иными словами, тональ непрерывно занимается деланием. Можно вслед за Кришнамурти сказать "он тот, кто создает усилия". Причем не только явные усилие, которые мы традиционно связываем с "силой воли", но и усилия бессознательные, неприметные, однако существующие каждое мгновение. Тональ прилагает усилие, чтобы адаптатировать внешнюю Реальность к совокупности перцептивных шаблонов (паттернов), удерживающих нашу точку сборки в привычном человеческом состоянии. Я не стану разбирать все механизмы тонального делания, с которым мы сталкиваемся ежеминутно. В конце концов, это ведь не монография по психологии восприятия. Однако важно понять главные моменты в этой громоздкой психической машине. Что превращает делание в непрерывный и неконтролируемый процесс, намертво фиксирующий точку сборки? 1) импринты как нейрофизиологического, так и психологического характера; 2) инстинкты и рефлексы; мгновенно срабатывающие автоматизмы, осознание которых всегда запаздывает, а потому может лишь пассивно наблюдать за их активностью; 3) привычки; 4) внутренний диалог. Последний пункт особенно интересен. Он возник относительно недавно вместе с появлением речи и мышления и ведет себя как привычка, т.е. поддается модификации, коррекции, иным видам произвольного воздействия. При этом внутренний диалог - безусловная опора нашего разума, нашей речи и фундамент всей воспринимаемой картины мира. В момент полной остановки внутреннего диалога лишь инерция психического аппарата (она длится всего несколько секунд) заставляет нас воспринимать то же, что и всегда. После чего рамки воспринимаемого непредсказуемым образом расширяются в результате 1) сильного расширения светимости вокруг точки сборки, 2) перемещений точки сборки в области, ранее не доступные осознанию. Но не будем забегать вперед. Обратимся к тому положению, которое уже повторялось неоднократно (его можно найти и в книгах Кастанеды) - "большая часть толтекских психотехник является видами не-делания." А поскольку внутренний диалог обеспечивает основную массу тональных функций, остановка внутреннего диалога становится важнейшим, почти универсальным инструментом "приручения" тоналя. Не-делая избранную перцептивную область, вы получаете шанс смесить точку сборки и "собрать" мир в новой позиции. Начиная с самого простого и легкого. Например, глубокая релаксация с полной потерей ощущения собственного тела есть не-делание тела. Подобные не-делания часто встречаются в различных оккультно-мистических дисциплинах - просто их адептам никогда не приходило в голову, что они именно "не-делают". В йоге, скажем, самая банальная тратака (пристальное созерцание точки) может рассматриваться как не-делание зрения. Поскольку в нормальном состоянии человек никогда не разглядывает полчаса неподвижную точку, не отрывая от нее глаз. Это - нарушение стереотипа как для внимания, так и для восприятия. Игры с размерами объектов и тенями - это уже чисто толтекские приемы. Однако ни один из методов не-делания не работает на фоне активного внутреннего диалога. Он всегда имеет возможность компенсировать необычные ситуации восприятия, либо предложив иллюзорное "узнавание", либо занимаясь ментальным комментированием. Поэтому основное внимание в этой главе мы уделим именно остановке внутреннего диалога (ОВД). Прежде, чем погрузиться в изучение этого феномена и практических способов работы с ним, коротко рассмотрим предыдущие пункты: импринты, инстинкты и рефлексы. Наиболее сложная тема - импринты. Это те психические "следы", имеющие психофизиологическую основу, которые присущи человеку с момента рождения. Они могут быть наследственными, а могут быть совокупностью впечатлений от пребывания в лоне матери и от родовой травмы. Проблема заключается в том, что импринты связаны с настолько глубинными слоями бессознательной психической активности, что произвольное внимание не может их не то что контролировать, оно не в состоянии их даже зафиксировать. Можно сказать, что это фундамент "человеческой формы". Если верить толтекской дисциплине, то нет таких фактов осознания, которые не были бы извлечены на поверхность в процессе трансформации энергетического тела. Но это, я думаю, последний рубеж. Что же касается инстинктов и рефлексов, то все они в значительной мере утрачивают свою императивность и автоматичность благодаря сталкингу и перепросмотру. И тут часто встречается весьма любопытный феномен - пробуждение более древних инстинктов, не имеющих никакого отношения к тоналю. Ваше тело словно приобретает самостоятельность. С ним не нужно бороться. Тело "вспоминает", как наши предки обходились без тоналя, и реагирует на внешнюю энергетическую обстановку или на изменение условий энергообмена наиболее эффективным образом. Звериная интуиция и чувствительность, которую мы почти полностью утратили, вдруг проявляет себя и поначалу может даже испугать. Ведь мы настолько привыкли отождествлять себя с собственным тоналем, что любая самостоятельность "тела" воспринимается чуть ли не как вторжение чуждой воли. Я знаю это по собственному опыту и до сих пор помню, как я был поражен тем, что во время очередной прогулки мое тело без всякого участия со стороны моего осознания развернулось и поспешно отправилось в противоположную сторону. А рефлексы, которые являются результатом научения в мире тоналя, просто постепенно "растворяются". Здесь медленным, но идеальным "растворителем" является безупречность, основа которой отрицает социальность вообще и постепенно освобождает от всех видов социального гипноза. Что же такое внутренний диалог? Придется напомнить, что здесь не имеется в виду "внутренняя речь", или "внутренняя болтовня" (это лишь продукты внутреннего диалога). Мы говорим о коммуникации двух неосознанно противопоставленных в психическом пространстве объектов: чистого сенсорного сигнала (внешнего или внутреннего) и перцептивного механизма с его смыслопорождением и оценочностью. Внутренний диалог порождает довольно громоздкое здание ментальной активности, состоящее из нескольких этажей или уровней. Все эти уровни тесно связаны с самим внутренним диалогом, совмещены с ним, поддерживаемы им и, в свою очередь, поддерживают его - вот почему порой так трудно разобраться, что же такое подлинное "безмолвие ума" или полноценная остановка внутреннего диалога. Различные духовные искатели понимали это явление по-разному. Более того, исходя из своих представлений они делали различные выводы о цели подобной практики и ее длительности. Скажем, широко распространено заблуждение, будто "безмолвие" может быть достигнуто навсегда. Мирра Ришар ("Мать"), сподвижница Шри Ауробиндо, например, писала: "Разум должен научиться безмолвию - как оставаться спокойным, внимательным, молчаливым. Если вы попытаетесь просто заставить замолчать ваш ум, это окажется трудным делом, почти невозможным, так как материальный компонент разума никогда не прекращает своей деятельности. Он работает безостановочно, как магнитофон, который повторяет запись, пока его не выключат. С другой стороны, если вы научились переключать свое сознание в высшие сферы, подниматься над повседневным разумом, то засиявший Свет успокоит разум, он перестанет возбуждаться, и достигнутое таким образом безмолвие ментала будет постоянным. Раз войдя в эти сферы, вы можете оставаться там всегда - внешний разум будет постоянно спокоен." (Мать, т. 4. Вопросы и ответы, 1950-51 гг., с. 182.) Конечно, то, о чем здесь написано, не является остановкой внутреннего диалога. Это лишь остановка ментального комментирования. Такое "комментирование" закрепляет результаты внутреннего диалога: его постоянное разделение воспринимаемого поля на "я" и "не-я", на объекты, качества. Кроме того, "комментирование" создает дополнительные трудности тем, что занимается пространственным, а еще чаще - временным моделированием. "Комментатор" думает о прошлом и о будущем, о близком и далеком, то сливаясь с внутренним диалогом, то "отстраняясь" от него. Обратите внимание на то, каким образом Мирра Ришар советует своим ученикам заставить "комментатора" умолкнуть. Я назвал бы это методом "третьей точки" - по сути, модификация метода "свидетель". Дело в том, что болтовня "комментатора" не может расти из самой себя. Комментатор постоянно нуждается в опоре, в материале (сенсорном или интеллектуальном, неважно), идущем от "Я" или от внешнего поля. Рекомендуемый Миррой Ришар метод сводится к проецированию себя в некую "третью точку", равноудаленную как от привычного "Я", так и от импульсов внешней среды. Традиция Интегральной Йоги размещает эту точку над макушкой головы, другие школы могут "отправлять" внимание, например, в область затылка или за спину - суть метода не меняется. Необходимо заметить, что разрушение целостного ментального здания с помощью устранения "комментатора", безусловно, затрудняет внутренний диалог, как и всякое устранение психического автоматизма. Тональ находит это положение неудовлетворительным и вынуждает точку сборки перейти в "плавающий" режим. Таким образом, и здесь мы имеем дело со снижением фиксации точки сборки, стремящейся восстановить привычную целостность тонального восприятия. Побочным эффектом этого состояния, как уже многократно говорилось, становится расширение свечения осознания вокруг точки сборки. В зону возбужденных внутренних эманаций попадает больше материала извне, что может привести к вспышкам экстрасенсорных восприятий, необычным видениям, расширению способности к энергообмену, повышению чувствительности. Все эти феномены как бы подтверждают ценность данной йогической школы или оккультной дисциплины и внушают искателю надежды на достижение окончательной Реализации. Особенно тщательно разрабатывали технику достижения "внутреннего безмолвия" дзэн-буддисты. При этом они последовательно и упорно изучали психофизиологию внимания и сделали ряд важных открытий, которые могут быть использованы и в толтекской дисциплине. Скажем, известное с древнейших времен положение в йоге, будто остановка дыхания способствует остановке мышления. С другой стороны, даосские способы "успокоить ум" при помощи концентрации внимания на дань тяне, некой области в брюшной полости (ниже пупка), мысленный "перенос центра тяжести" в эту область. Та и другая техника активно использовалась в дзэн-буддизме. Вот, например, описание "одноминутного дзадзэна" у Сэкида Кацуки: "Широко раскрыв глаза, посмотрите, скажем на угол здания за окном или на какую-нибудь точку на холме или даже на картинку на стене. Смотрите на одну часть предмета, не позволяйте глазам двигаться. В это же самое время остановите или почти остановите дыхание и, сосредоточив внимание на одном этом пункте, постарайтесь помешать мыслям всплывать в уме. Вы сможете почувствовать начало некоторого мыслеподобного действия, которое как бы шевелится в вашем уме, но и его также можно взять под контроль. Повторная практика даст вам способность помешать появлению даже самой незначительной тени мысли. Это подавление мыслительной деятельности можно поддерживать столько времени, сколько будет остановлено или почти остановлено дыхание. Верно, что ваши глаза при этом отражают образы внешних объектов, однако "восприятия" не произойдет. Не появится никаких мыслей о холме, никаких идей о здании или картине, никакого умственного процесса, связанного с предметами внутри или вне вас и вашего ума. Глаза будут просто отражать образы внешних предметов, объектов, как их отражает зеркало." (С. Кацуки. Практика Дзэн.) Эта техника уже на целый шаг приближает нас к остановке внутреннего диалога, хотя все еще ей не является. С помощью этого метода мы можем заставить отключиться ощутимую часть тоналя. В чем тут секрет? Задержка дыхания автоматически вызывает фиксацию внимания на диафрагме и прилегающих к ней областях, а фиксация взгляда нарушает работу центра, ищущего визуальную информацию. Казалось бы, ну и что? Однако это не что иное, как имитация того типа перцептивного поведения и распределения внимания, что характерен для рептилий - существ, вообще не имеющих тоналя. Точка сборки у рептилий расположена ниже, чем у человека и высших млекопитающих. Она гораздо ближе к брюшной полости, и это естественно - нервная система рептилий не настолько развита, чтобы проецировать сборку восприятия в район черепа. Только человек и близкие к нему по организации ЦНС существа обладают высоко "поднятой" точкой сборки, поскольку их внимание то и дело привлекается повышенной активностью головного мозга. Концентрируя внимание на области диафрагмы и манипулируя с собственным дыханием, мы заставляем точку сборки немного "опуститься" по той траектории, что соединяет ее с "просветом" в центре пупа. При этом эффективной может оказаться не только задержка дыхания, но и просто поддерживание стабильного ритма дыхательных циклов, поскольку ритмическое дыхание - характерная особенность существ с низким уровнем нервной и перцептивной организации. Если метод "третьей точки" заставляет умолкнуть лишь "комментатора" (а это самый верхний уровень ментального здания, выросшего из внутреннего диалога), то данный метод (условно назовем его "нижний") снимает еще и всю область референции (оценочности), кроме того, основательно затрудняя смыслопорождение (т.е. обращение тоналя к собственному инвентаризационному списку). На этом уровне часто возникают перцептивные иллюзии, ложные узнавания, мир то и дело демонстрирует, с одной стороны, высокую "яркость" впечатлений, с другой - столь же высокую степень условности истолкования этих впечатлений. Таким образом мы достигаем "стартовой площадки" для подлинной остановки внутреннего диалога. Собственно "остановку" осуществляет намерение, описанное упражнение создает лишь благоприятные условия для его реализации. Формирование намерения остановить внутренний диалог осуществляется заблаговременно и в процессе непосредственного выполнения техники. Собственно говоря, это намерение должно сопровождать толтека непрерывно, и в первую очередь тех, кто относит себя к сновидящим. Полная остановка внутреннего диалога длится недолго - от нескольких секунд до одной-двух минут. Чтобы прийти к этому состоянию, иногда надо готовить себя с помощью той или иной техники часами. В этот момент точка сборки полностью теряет фиксацию и может сместиться почти что в любое положение. Я не зря сделал оговорку "почти что", так как специфика используемой для достижения остановки внутреннего диалога техники оказывает определенное влияние на траекторию смещения ТС. Так, описанный "нижний" способ, безусловно, будет способствовать новой фиксации в той зоне, где собирается восприятие животных и некоторых неорганических существ. Здесь легче формируется тело сновидения, чаще происходит сновидение-наяву и близко расположены некоторые миры второго внимания. Но у этого положения есть и серьезные недостатки - плотная энергия и низкий контроль. Несмотря на мощные энергопотоки, участвующие во втором внимании, вы довольно уязвимы, поскольку активно пользуетесь запасами тела через увеличенный и слишком активный "просвет". Поэтому, на мой взгляд, дон Хуан предложил Кастанеде иной способ достичь остановки внутреннего диалога - знаменитую "ходьбу Силы". Условно назовем этот метод "верхним". Если "нижний" метод имитировал психоэнергетическое состояние рептилии или земноводного, то "верхний", судя по всему, имитирует "союзника". Ибо те неорганические существа, что производят впечатление разумных и обладающих осознанным намерением, как правило, имеют точку сборки в районе вершины кокона (подробнее см. гл. 8.). Уверен, все помнят суть техники. Расфокусированное визуальное внимание, равномерно распространенное на все зрительное поле, непривычным образом сложенные пальцы рук - и вы гуляете таким образом, пока не надоест. То есть, пока ваш тональ не прекратит интерпретировать воспринимаемое и внутренний диалог не утихнет. Этот "верхний" способ важен тем, что, привязывая ваше произвольное внимание к глазам, которые все видят и одновременно толком не видят ничего, вынуждает точку сборку слегка "подниматься" вверх по той траектории, которая характера для выхода "дубля". Продолжение... |
   ©
wiwk
|