Если задуматься над нашей собственной природой как воспринимающих существ, то можно выделить несколько состояний бытия. Две самые большие категории – это состояния яви и сна. В каждом из этих состояний возможны еще несколько типов состояний, в которых человек может находиться, не используя специальные техники, то есть они доступны всем.
Эти два характерных состояния взаимодополняют друг друга. И не просто дополняют, а можно сказать, что каждое из этих состояний своей природой дает возможность для существования ее другой части.
История развития человечества знает различные отношения культуры социума к этим двум состояниям – сну и яви. Существовали культуры, которые весьма чтили состояние сна и сновидения и довольно "прохладно" относились к состоянию бодрствования. В других культурах эти два состояния были практически равноценны по опыту восприятия. На теперешнем этапе мы с вами живем в культуре, пренебрегающей состоянием сна, практически во многом даже отрицая его существование. Можно даже сказать, что на данном этапе человечество весьма преуспело в развитии различных технологий, одновременно оставаясь в диком невежестве касательно своей собственной природы.
Известно, что крайние взгляды – весьма не стабильны и склонны к переходу в противоположное состояние.
Что является критерием различия этих двух состояний бытия человека? Можно выделить несколько критериев: состояние сознания, состояние физического тела, и природа перцептивного сигнала (его источник).
Явь. Характерным является активность физического тела, состояние сознания может колебаться во всем доступном диапазоне. Природа восприятия на процентов 60-80 состоит из внешнего сигнала, остальное - из сигнала внутреннего. Внешний сенсорный сигнал естественно фильтруется, обрабатывается, накладывается с внутренним сигналом и только тогда поступает в распоряжение сознания. Причем известным уже научным фактом является то, что отображение внешнего сигнала в сознании может (и как правило, так и происходит) довольно сильно искажаться. Все наши внутренние концепции и понятия весьма влияют на отображенный в сознании внешний сигнал. По-простому можно сказать – что два человека, глядящих в принципе на одно и тоже явление, могут видеть совершенно разные вещи. Назовем эту способность - галлюцинированием тоналя.
Нельзя не вспомнить восточную мудрость: "каждый видит то, что готов увидеть…"
Сон. В состоянии сна (речь идет о состоянии так называемой фазы БДГ, или фазы "быстрого сна") активность физического тела, как правило, на минимуме. Состояние сознания без специальной тренировки склонно просто к созерцанию и полному эмоциональному вовлечению в воспринимаемое. А вот с природой сенсорных сигналов, тут не так все просто. И именно в различии взглядов на природу сенсорных сигналов в состоянии сна и основывается различие отношений всех "школ" и "направлений" изучающих, или использующих в практике своей сновидения.
Что бы разобраться в этом, необходимо рассмотреть известные нам на сегодня объяснения природы сенсорных сигналов во сне. В начале можно сразу обозначить два крайних лагеря: "официальный" и "эзотерический". Первого придерживается большинство (что уже должно настораживать мудрого адепта:)). Взгляды “официального” лагеря сформированы в основном научными краткими изложениями запомненными из школьных учебников, бытовыми мифами, дешевыми сонниками из уличных “раскладок” и собственными предрассудками. Кратко “официальный” взгляд можно охарактеризовать так: “мы спим, что бы отдохнуть, и быть готовыми действовать в яви завтра”. Природой сенсорных сигналов приверженцы этого взгляда практически не интересуются, да и вообще не все подозревают об их существовании:).
Лагерь “эзотерический” уже характеризуется интересом к сенсорным сигналам, получаемым в состоянии сна. Впрочем, как правило, самой природой этих сигналов тоже не интересуются, принимая их априорно (по умолчанию) как нечто внешнее, но имеющее весьма отдаленную связь с реальным миром. Сенсорный сигнал, считается поступающим из “астрального мира”. Часто в этих кругах используют понятие “астрал”, астральные поля и т.д. Сложилось также определенное описание: часть человека (именуемая душой) путешествует по астральному миру, будучи связана с физическим телом “серебреной нитью”. Это поэтическое сравнение, пришедшее несомненно с Востока, в лагере “эзотериков” привыкли воспринимать буквально. Впрочем, это характерно для обоих крайних лагерей – принятие описания мира, не утруждая себя проверкой на истинность этих описаний:).
Между этими двумя крайними взглядами существует еще масса взглядов и различных учений, и вероятно, гдето среди них и должна находиться истина:).
Рассмотрим еще несколько взглядов на сновидение и природу сенсорных сигналов в нем на примере некоторых традиций.
Тибетские монахи культивировали технику сохранения бодрствующего сознания в сновидении. Вот что опишет в своей книге "Йога сновидений и практика естественного света" Чогьял Намхай Норбу Ринпоче: "…изучив сновидение, мы не найдем ничего конкретного. Даже если обнаружатся первичные и вторичные причины этого сновидения, все равно в самом сновидении нет ничего конкретного или реального…".
Может показаться странным, что буддийская традиция, как и последователи "официального лагеря", придерживаются похожих взглядов об "иллюзорности" перцептивных сигналов в сновидении. Но этот взгляд не весьма точен. Так как буддийская традиция "йога сна" считает перцептивный сигнал в состоянии бодрствования таким же иллюзорным как и воспринимаемый в сновидении. Эти два состояния считаются равноценными по своей нереальности: "…В реальном смысле все наши видения на протяжении жизни подобны большому сну. Если их хорошо исследовать, то окажется, что большой сон жизни и малые сновидения одной ночи различаются не очень сильно. Если взглянуть прямо на сущностную природу обоих, мы увидим, что на самом деле нет разницы между ними..."
Несколько другой взгляд на природу сновидений и яви имеет западная наука. Об иллюзорности воспринимаемого в яви, в западной традиции естественно даже и не подымается вопрос. Зато воспринимаемое в сновидении, считается полностью связанным с психологическими архетипами и внутренней психической жизнью человека.
Изучением сновидений в основном занималась психология. Начало научного подхода к изучению сна можно датировать 1791 годом, когда появилось одно из первых более или менее серьёзных сочинений по этому вопросу - "Опыт построения теории сна" доктора Г. Нудова. Однако по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался в начале прошлого века с появлением работы З. Фрейда "Толкование сновидений" (1900г.). По мнению Фрейда, исследование сновидений является ведущим направлением психоанализа.
В своих работах Фрейд утверждал, что осуществление желаний является смыслом каждого сновидения, т.е. что нет других сновидений, кроме как "сновидений о желаниях". Сон - это осуществление желаний.
С точки зрения исполнения желаний сновидения бывают трёх родов:
Сновидения, представляющие исполнение желание в незамаскированном виде – таковы сновидения детского типа, реже встречающиеся у взрослых.
Сновидения, выражающие вытесненные в подсознание желания в замаскированном виде – таково, пожалуй, огромное большинство всех наших сновидений, для понимания которых необходим анализ.
Сновидения, выражающие вытесненные в бессознательное желания, но без или с недостаточной маскировкой их. Эти сновидения постоянно сопровождаются страхом, прерывающим сон; страх выступает здесь вместо искажения сновидения. Истолковав сновидение как образное представление исполнения желания и объяснив неясность его "цензурными" изменениями в вытесненном в подсознание материале, уже не трудно сделать вывод о функции сновидения - мы должны считать сновидения хранителем сна.
Другим, не менее известным человеком, создавшим свою символику сновидений, является К.Г. Юнг (1875 – 1961 гг.). В своей работе "Значение, функции и анализ снов", Юнг рассказывает, что существуют некоторые события, которые мы не отмечаем в сознании; они остаются так сказать за порогом сознания. Эти события имели место, но были восприняты подпорогово, без участия нашего сознания. Подобные события могут проявиться, например, в форме снов. Как правило, бессознательный аспект любого явления открывается нам во снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в виде символического образа.
Для Юнга сновидение – это скрытое отражение психики, смысл которого раскрывается эмпирически. Со ссылкой на Талмуд, авторы которого как люди древности обладали необыкновенно большим опытом в области сновидений, Юнг противопоставляет тезису Фрейда антитезис: "Я воспринимаю сновидение как то, чем оно является".
Оказывается, что многие сны являют образы и ассоциации, аналогичные первобытным идеям, мифам и ритуалам. Он обнаружил, что ассоциации и образы такого рода составляют неотъемлемую часть подсознания и присутствуют в сновидениях любого человека, будь он образован и безграмотен, умён или глуп. "Исторические" ассоциации связуют таким образом рациональный мир сознательного и первобытный мир инстинктивного. Символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума.
Фактически же эти образы суть "коллективные представления", идущие из первобытных снов и творческих фантазий.
Очень важным, возможно решающим, вкладом Юнга в науку, связанным с тех пор с его именем, является открытие коллективного бессознательного.
Относительно поверхностный слой подсознания, несомненно, является личностным. Мы называем его личным бессознательным. Однако под ним находится более глубинный слой, который не основывается на личном опыте, а является врождённым. Этот более глубокий слой представляет собой так называемое "коллективное бессознательное". Юнг выбрал это выражение для указания на всеобщую природу этого психического слоя. Мы имеем дело с неосознаваемой связью психики с богатой сокровищницей образов и символов, через которые индивидуум подключатся к общечеловеческому.
Чтобы обозначить сохраняющееся в психике коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие "архетип". Он даёт ему следующее определение: "Архетип в значительной мере представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется через осознание и восприятие – и именно в духе того индивидуального сознания, в котором оно проявляется". Энергетику архетипов можно почувствовать по особому очарованию, сопровождающему их появление. Они как будто завораживают. Эта особенность характерна и для личных комплексов, только последние проявляются в истории индивида, а общественные комплексы архетипного характера – в истории человечества.
У Альфреда Адлера (1870 – 1937 гг.) – австрийского психолога, представителя психоаналитического направления в психологии, сновидение имеет предвосхищающую функцию, это как бы попытка предугадать заранее ситуацию. По мнению Адлера, непонятный сон – это завуалированное стремление к господству. Одной из причин этого стремления является комплекс превосходства, выражающийся в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности.
Адлер отмечает двоякого рода попытки предвосхищения во сне, решения проблемы, подготовки того, к чему стремится сновидец в определённой ситуации. И он пытается осуществить это теми способами, которые соответствуют его личности, его сущности и характеру. Сновидение может представить свершившейся одну из ожидаемых в будущем ситуаций, чтобы в бодрствующем состоянии тайно или явно произвести затем её аранжировку. Таким образом, сновидение, подобно характеру, чувствам, аффекту, нервному симптому, аранжируется конечной целью сновидящего, отмечает Адлер.
В основном изучением феномена сновидений занималась психология, но в настоящее время к исследованиям снов подключились психофизиология, нейрофизиология, биофизика и биохимия. Несмотря на большое количество работ и интригующие результаты исследований сновидений, в современных словарях сновидение до сих пор определяется как "поток галлюцинаторных переживаний с определённой степенью связанности, но большей частью запутанный и причудливый, совершающийся в состоянии физиологического сна или в сходных условиях". Такое бытующее научно-психиатрическое объяснение ни в коей мере не объясняет суть сновидения.
Нельзя не вспомнить известного исследователя сновидений Стивена Лабержа. Как и психологи, Лаберж не уделяет внимание изучению природы перцептивного сигнала в сновидении, принимая его полностью как внутренний. Все события в сновидении воспринимаются как некое отражение внутренней психической жизни человека. Впрочем, признается, что внешний сенсорный сигнал может быть воспринят, но сильно искажен. К примеру, внешний звуковой сигнал может трансформироваться и накладываться на сновиденный образ. Или на пример, от неудобной позы физического тела, могут присниться кошмары. Работа в этом направлении сводится по сути к некой психопомощи самому себе, познанию внутреннего мира.
Вот что пишет Лаберж о природе сновидения в своей книге: "...экспериментально подтвержденным и ясным пониманием того, что сновидения являются творением исключительно ума сновидца. Такая концепция полностью согласуется с открытиями современной медицины и психологии..." (Лаберж С., 1996)
Лаберж большое внимание уделял развитию бодрствующего сознания в сновидении.
Единственной известной традицией, в которой исследовался вопрос природы перцептивных сигналов является Нагуализм. Последователи этой традиции (часто именуемые толтеками) весьма практически отнеслись к изучению сновидений. Тут уже встречается четкое размежевание внешнего и внутреннего сигнала в сновидении. С помощью специальных практик, толтеки добиваются восприятия, практически полностью составленного из внешнего мира. Кроме того, отдельной практикой считается развитие восприятия внешнего мира, не только известного нам в яви, но также и относящимся к Неизвестному. Пожалуй, это единственная традиция, в которой адепт обучается полагаться в основном на собственный опыт, пользуясь неким критерием различения энергетической основы сенсорного сигнала. Эта способность носит название - ВИДЕНИЕ.
Первая часть изучения снов, в которой человек обучается специальным практикам, носит название "искусство сновидения"; оно имеет некоторые параллели на начальных этапах и с йогой сна и с Лабержевскими техниками. Но дальше техники весьма расходятся. Кроме работы над различением природы сенсорного сигнала в сновидении, в традиции нагуализма также большое внимание уделяется развитию самого перцептивного аппарата (тела сновидения).
Вторая же часть изучения сновидений толтеков, носит название "Второе внимание".
Тут уже адепт способен различить природу сенсорного сигнала. Во втором внимании перцептивный сигнал поступает из внешнего мира, а сформированное тело сновидения способно к действию как независимая единица.
Объяснение сновидений у толтеков сводится к наличию у человека тела сновидения. Впрочем, без специальных техник оно находится в зародышевом состоянии и у большинства людей может представлять собой всего лишь точку перцепции. И, тем не менее, из этой точки может быть воспринят внешний мир, включая собственное спящее физическое тело. Считается, правда, что на первых порах, без специальных техник тело сновидения составляет восприятие на 99 процентов из внутреннего сигнала. То есть, практически можно сказать, что тут взгляд идентичен психологическому подходу. С той лишь разницей, что сновидящий в этой традиции со временем учится различать природу сенсорного сигнала и переходит к непосредственному восприятию мира извне, не останавливаясь на галлюцинировании. Кроме того, с помощью специальных техник формируется само тело сновидения, часто в копию физического тела. Причиной необходимости формирования тела сновидения толтеки называют именно реальность воспринимаемого мира. Ибо когда сновидящий просто находится в своем внутреннем мире, особой необходимости защищаться, двигаться и т.д. у него не возникает. Это можно сравнить с тем, если бы человеку была предоставлена возможность от рождения все время находиться в колыбели, и не было бы необходимости контактировать с внешним миром вне своей колыбели. Но, как известно, после рождения все мы в первую очередь были поставлены в условия необходимости совершенствования прежде всего тела, учиться ходить, отличать опасные предметы от безопасных, различать величину и расстояние между предметами внешнего мира. Нечто похожее происходит со сновидящим, начинающим воспринимать из перцептивного аппарата тела сновидения уже не только внутренние архетипы, но и реальные объекты, иногда имеющие собственное сознание.
авторы - sabat,
wiwk